ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ СО КАЗКАМИ

 

Принципы

Основной акцент

Комментарии

Осознанность

Осознание причинно-следственных связей в развитии сюжета;

понимание роли каждого персонажа в развивающихся событиях.

Общие вопросы: что происходит? почему это происходит? кто хотел, чтобы это произошло? зачем это было ему нужно?

Наша задача показать воспитанникам и клиентам, что одно событие плавно вытекает из другого, даже несмотря на то, что на первый взгляд это незаметно. Важно понять место, закономерность появления и назначение каждого персонажа сказки.

Множественность

Понимание того, что одно и тоже событие, ситуация могут иметь несколько значений и смыслов.

Наша задача показать одну и ту же сказочную ситуацию с нескольких сторон. С одной стороны, это так, с другой стороны иначе.

Связь с реальностью

Осознание того, что каждая сказочная ситуация разворачивает перед нами некий жизненный урок.

Наша задача кропотливо и терпеливо прорабатывать сказочные ситуации с позиции того, как сказочный урок будет нами использован в реальной жизни, в каких конкретно ситуациях.

 

СХЕМА РАЗМЫШЛЕНИЯ НАД СКАЗКАМИ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

 

Акцент

Направление размышления

Вопросы

Комментарии

Основная тема

Важно понять основные идеи сказки, то есть, что с помощью ее нам хотели передать наши предки, какой опыт, о чем предупредить, чем подбодрить и прочее.

О чем эта сказка? Чему она нас учит? В каких ситуациях нашей жизни нам пригодится то, что мы узнали из сказки? Как конкретно мы это знание будем использовать в своей жизни?

Через основную тему нам передаются общие нравственные ценности, стили поведения и взаимодействия с окружающими, общие ответы на общие вопросы.

Линия героев сказки. Мотивы поступков

Важно понять видимую и скрытую мотивацию героев сказки.

Почему герой совершает тот или иной поступок? Зачем ему это нужно? Чего он хотел на самом деле? Зачем один герой был нужен другому?

Можно размышлять и проводить обсуждение отдельно для каждого героя, или во взаимосвязи героев друг с другом.

Линия героев сказки. Способы преодоления трудностей.

Важно "составить список" способов преодоления трудностей героями сказки.

Как герой решает проблему? Какой способ решения и поведения он выбирает? Активный или пассивный? Все решает или сам, или старается передать ответственность другому? В каких ситуациях нашей жизни эффективен каждый способ решения проблем, преодоление трудностей?

Имея набор способов решения проблем: прямое нападение на врага, хитрость, использование волшебных предметов, групповое решение проблем и др., важно оценить в каких ситуациях реальной жизни мы можем использовать тот или иной способ разрешения трудностей.

 

 

 

Линия героев сказки. Отношение к окружающему миру и самому себе.

 

 

 

Важно понять общую направленность героя: он созидатель или разрушитель по отношению к окружающему миру, другим героям?

 

 

 

Что приносят поступки героя окружающим, радость, горе, прозрение? В каких ситуациях он созидатель, в каких разрушитель? Как в реальной жизни человека распределяются эти тенденции? Как в жизни каждого из нас распределяются эти тенденции?

 

 

 

Важно при обсуждении развивать гибкий подход к созидательным и разрушительным тенденциям. Проявление базовой тенденции во многом зависит от конкретной ситуации в жизни.

Актуализированные чувства.

Важно осознать, какую эмоциональную реакцию вызывает у героя определенная ситуация и почему?

Какие чувства вызывает эта сказка? Какие эпизоды вызывали радостные чувства? Какие грустные? Какие ситуации вызывали страх? Какие ситуации вызывали раздражение? Почему герой реагирует именно так?

Размышляя над сказкой с позиции чувств, которые она вызывает, можно делать акцент на источники чувств внутри нас.

Образы и символы в сказках.

Важно осознать, какие тенденции, уроки, способы поведения несет в себе каждый герой сказки.

Кто такой Иван-царевич? Кто такой Колобок? Кто такая Курочка Ряба?

Можно привлекать не только собственные рассуждения на тему "Что есть этот образ", но и словари образов, особенно юнгианские.

 

  НЕКОТОРЫЕ СПОСОБЫ РАЗРЕШЕНИЯ ТРУДНОСТЕЙ В СКАЗКАХ

 

Способ

Характеристика

Использование в психолого-педагогической практике

Прямая агрессия

Герой достает меч и рубит дракону голову.

Решение проблемы с позиции силы. Показать свою физическую и ментальную силу противнику.

Хитрость

Герой притворятся слабым, неумелым, непонимающим: Кот в сапогах говорит людоеду, что никогда не поверит, что тот может превратиться в мышку; Иванушка уверяет Бабу-Ягу, что не умеет садиться на лопату и пр.

Посмотреть на ситуацию с другой стороны, обернуть ее в шутку.

Использование волшебных предметов и помощников

Меч-кладенец, перстень удесятиряющий силу и пр.

Передача клиенту оберегающих его предметов: камешков, бусинок и пр. Внушение чувства защищенности.

Групповое решение проблемы

Герои распределяют обязанности между собой, каждый берет на себя то, что ему удается лучше всех.

Адекватное распределение ролей и обязанностей в коллективе.

Передача ответственности другому

Иван-царевич передает право решать серому Волку.

В ситуациях, которые невозможно решить самостоятельно, важно подумать, кто бы мог помочь.

 

 

 

 

 

СТРУКТУРА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО

СКАЗКОТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

 

Этап

Назначение

Содержание этапа

1. Ритуал "входа" в сказку

Создать настрой на совместную работу. Войти в сказку.

Коллективное упражнение. Например, взявшись за руки в кругу все смотрят на свечу; или передают друг другу мячик; или совершают иное "сплачивающее" действие

2. Повторение.

Вспомнить то, что делали в прошлый раз и какие выводы для себя сделали, какой опыт приобрели, чему научились.

Ведущий задает детям вопросы о том, что было в прошлый раз; что они помнят; использовали ли они новый опыт в течение тех дней, пока не было занятий; как им помогло в жизни то, чему они научились в прошлый раз и пр.

3. Расширение.

Расширить представления ребенка о чем-либо.

Ведущий рассказывает или показывает детям новую сказку. Спрашивает, хотят ли они этому научится, попробовать, помочь какому-либо существу из сказки и пр.

4. Закрепление.

Приобретение нового опыта, проявление новых качеств личности ребенка.

Ведущий проводит игры, позволяющие детям приобрести новый опыт; совершаются символические путешествия, превращения и пр.

5 Интеграция.

Связать новый опыт с реальной жизнью.

Ведущий обсуждает и анализирует вместе с детьми, в каких ситуациях их жизни они могут использовать тот опыт, что приобрели сегодня.

6. Резюмирование.

Обобщить приобретенный опыт, связать его с уже имеющимся.

Ведущий подводит итоги занятия. Четко проговаривает последовательность происходившего на занятии, отмечает отдельных детей за их заслуги, подчеркивает значимость приобретенного опыта, проговаривает конкретные ситуации реальной жизни, в которых дети могут использовать новый опыт.

7. Ритуал "выхода из сказки".

Закрепить новый опыт, подготовить ребенка к взаимодействию в привычной социальной среде.

Повторение ритуала "входа" в занятие с дополнением. Ведущий говорит: "Мы берем с собой все важное, что было сегодня с нами, все чему мы научились". Ребята протягивают руки в круг, совершают действие как-будто что-то берут из круга, и прикладывают руки к груди.

 

Концепция Комплексной сказкотерапии базируется на пяти видах сказок:

1, Художественные

2, Дидактические

3, Психокоррекционные

4, Психотерапевтические

5, Медитативные

1) Художественные сказки различаются на народные (сказки, мифы, притчи, истории) и авторские (сказки писателей). В художественных сказках есть и дидактический, и психокоррекционный, и психотеррапевтический и даже медитативный аспекты. Худ. сказки создавались вовсе не для процесса психоконсультирования, но тем не менее, успешно ему служат.

Наиболее древние народные сказки в литературоведении называются мифами. Мифология складывалась у разных народов в период бронзового века и начала разложения первобытных отношений. Древнейшая основа мифов и сказок - единство человека и природы. По этому процесс сказкотворчества и мифосложения был связан с принципом оживотворения. Ожившие вещи, существа, явления природы способны действовать самостоятельно.

Идеи, которые несут народные сказки:

1, Окружающий нас мир - живой. В любой момент все может заговорить с нами. Эта идея важна для формирования бережного и осмысленного отношения к тому, что нас окружает. Начиная от людей, и закончивая растениями и рукотворными вещами.

2, Ожившие объекты окружающего мира способны действовать самостоятельно, они имеют право на свою собственную жизнь. Эта идея важна для формирования чувства принятия другого.

3, Разделение добра и зла, победа добра. Эта идея важна для поддержания бодрости духа и развития стремления к лучшему.

4, Самое ценное достается через испытание, а то, что далось даром, может быстро уйти. Эта идея важна для формирования механизма целеполагания и терпения.

5, Вокруг нас множество помощников. Но они приходят на помощь только в том случае, если мы не можем справиться с ситуацией или заданием сами. Эта идея важна для формирования чувства самостоятельности, а также доверия окружающему миру.

Сюжеты народных сказок:

- сказки о животных, взаимоотношения людей и животных. Дети до пяти лет идентифицируют себя с животными, стараются быть похожими на них. Поэтому сказки о животных лучше всего передадут маленьким детям жизненный опыт;

- бытовые сказки. Те, кто говорят, что в сказках все заканчивается свадьбой и никто не говорит, что будет потом, ошибаются. Бытовые сказки рассказывают о превратностях семейной жизни, показывают способы разрешения конфликтных ситуаций, формируют позицию здравого смысла и здорового чувства юмора по отношению к невзгодам, рассказывают о маленьких семейных хитростях. Поэтому бытовые сказки незаменимы в семейном консультировании и при работе с подростками, направленной на формирование образа семейных отношений;

- страшные сказки. Сказки про нечистую силу: ведьм, упырей, вурдалаков и прочих. В современной детской субкультуре различают также и сказки-страшилки. По-видимому, здесь мы имеем дело с опытом детской самотерапии: многократно моделируя и проживая тревожную ситуацию в сказке дети освобождаются от напряжения и преобретают новые способы реагирования;

- волшебные сказки. Наиболее увлекательные сказки для тех, кому за 6-7 лет. Благодаря волшебным сказкам в бессознательное человека поступает "концентрат" жизненной мудрости и информации о духовном развитии человека.

Примеры психологической работы с народными сказами.

"Курочка Ряба"

Интересно, что чем короче сказка, тем более она концентрированна.

1. О чем эта сказка?

- о подарке судьбы ("золотое яйцо") и о том, что делают с ним неподготовленные люди;

- о стереотипах человеческого поведения (если яйцо, то по нему нужно бить, независимо от качества скорлупы);

- о случайностях, которые обычно случаются закономерно ("мышка пробежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось");

- любви к ближнему ("не плачь дед, неплач баба, я снесу вам другое яичко, не золотое, а простое");

- о разбившейся мечте или надежде (яичко разбилось); и о многом другом.

Кажется, что это совсем не детская сказка. Конечно, больше она подходит для обсуждения со взрослыми и подростками философии жизненных ситуаций и уроков, которые мы извлекаем.

2. Чему нас сказка учит?

- конечно, содержать свой дом в чистоте, не доводить до появления мышей. В этом случае есть надежда, что золотое яичко не будет разбитым;

- гибкости при решении новых или трудных ситуаций. Если бы Дед и Баба гибко подошли к решению проблемы, они бы не стали бить по золотому яйцу, а нашли ему лучший способ применения. Кстати, какой?

- не дарить ближнему того, что он не готов получить (вопрос о том, какие подарки мы вибираем для других, и какие желаем получить сами); и многому другому.

3. Объясните, почему Дед и Баба плачут, когда яичко разбилось, ведь они сами хотели, чтобы это произошло, когда били по нему.

Действительно, почему Дед и Баба так непоследовательны? Может быть, они хотели разбить яйцо сами, без посторонней помоши? Может быть, они плачут оттого, что увидели внутри яйца не то, что ожидали? Может, на самом деле, они хотели, чтобы яйцо осталось целым?

При обсуждении сказки наша основная задача - подвести ребенка или взрослого к тому, что все явления нашей жизни неоднозначны. Для этого мы "поворачиваем" сказочную ситуацию как кристалл, и рассматриваем ее грани.

"Колобок"

Может показаться, что это  трагическая сказка - ведь в конце главный ее герой погибает. Однако...

Кто такой Колобок? Это хлеб, пирожок. Для чего он появился на свет? Для того чтобы Дед и Баба могли его съесть. Колобок рожден быть съеденным. В конце сказки так и случилось. Он выполнил свое предназночение.

Часто говорят о том, что сказка показывает ребенку последствия нарушения запрета. Но, наверное, более корректно было бы говорить о потере бдительности и стереотипности поведения. Колобок наивно полагает, что модель поведения, успешная в большинстве случаев, эффективна всегда. Жизнь учит нас гибкости, разнообразию способов решения проблем, поиску. Колобок "почивал на лаврах" поэтому и потерял бдительность. Еще одна тема для обсуждения (в особенности с подростками) - это стремление испытать себя. Узнать свои ресурсные возможности. Почувствовать до какой черты можно доходить. Колобок постоянно повышает уровень сложности задачи, и эта игра его затягивает, он не смог вовремя остановиться. Для кого эта тема станет актуальной?

Так чему же нас учит сказка "Колобок"? Принятию своего предназначения; умению вовремя остановится в процессе испытания себя; осознание последствий нарушения запрета; творческому подходу к решению проблем?...

"По щучьему велению"

Сказка про Емелю неоднозначна. На самом поверхностном уровне эта сказка может быть поверхностно раскритикованна. Действительно, кто же такой Емеля, как не "халявщик"?! Он на столько ленив, что сам ни чего не делает. Всем известен афоризм: "Лень - двигатель прогресса". Стремление к комфорту рождает удивительные инженерные решения. Так, быть может, самоходная печь и сани отразили мечту наших предков об автомобиле? Если рассматривать более глубокий смысл сказки, то можно вспомнить изречение "мы делаем не делая, и все оказывается сделанным". Но разве можно "делать не делая"? Оказывается - да, если производить действие мысленное. Емеля - мыслитель, а сказка показывает нам, как оживают мысли и идеи, желаемое становится реальным. Для того чтобы создать мыслеобраз, человеку необходимо сосредоточится, отключится от повседневных дел и забот, остаться одному. Но такой человек производит впечатление лентяя. К сожалению, на уровне событий и поведения не всегда можно отличить мыслителя от лентяя... Емеля отличается огромной внутренней мудростью. Он не делает "лишних движений", не суетится, лежит на печи (копит силы для главного), но когда чувствует свой шанс, становится активным в его удержании. Так чему же нас учит эта сказка?

 

ПРИМЕРЫ СКАЗОК:

1)Народные:

-Сказка о молодильных яблоках и живой воде;

-Колобок;

-Курочка Ряба...

2)Авторские:

-О Русалочке; Г.Х.Андерсон

-Самое невероятное; Г.Х.Андерсон (о чудо часах)

-Талисман; Г.Х.Андерсон (о поисках талисмана для самой счастливой семьи)

-О празднике Рождества у зверей; (о том, какие и кому нужно дарить подарки)

3)Дидактические сказки создаются педагогами для "упаковки" учебного материала. При этом абстрактные символы (цифры, буквы, звуки, арифметические действия и пр.) одушивляются, создается сказочный образ мира, в котором они живут. Дидактические сказки могут раскрывать смысл и важность определенных знаний. В форме дидактических сказок "продаются" учебные пособия.

Алгоритм дидактической сказки-задания:

1, Введение в сказочную страну, в которой живет одушивляемый символ. Рассказ о нраве, привычках, жизни в той стране.

2, Разрушение благополучия. В качестве разрушителя могут выступать злые сказочные персонажи (дракон, Кащей), стихийные бедствия (ураган, ливень), тяжелое эмоциональное состояние (скучно, тоскливо, отсутствие друзей).

3, Обращение к ребенку. Только человек с пылким сердцем и знаниями может все спасти. Поэтому, чтобы восстановить страну нужно выполнить определенное задание.

ПРИМЕРЫ СКАЗОК:

-Спасенные буквы; (о том, что ураган перепутал буквы С,П,А,С,И,Б,О. и нужно чтобы дети помогли составить их по порядку и получится слово Спасибо.

-Жили-были два микроба; (о бактериях Кариус и Бактериус, которые любят селиться в зубах детей и рыть норки, а также сказка о профилактике)

-Жемчужное Ожерелье Здоровья; (о стране Здровоярии, из которого было украдено, Королевой Простудой, Ожерелье Здоровья. В этом ей помогали: Колдун Грипп, главная советница старая фрейлина Ангина, а так же злой пес Сквозняк, который любил бегать по коридорам дворца. Помог вернуть Ожерелье богатырь Здравояр. Когда Ожерелье было возвращено, Здравояр подарил каждому по бусинке здоровья.)

-Четыре дочери Года; (о дочках короля Года, которых он по очереди посылал на землю)

-Игра Деревце; (дети повторяют за воспитателем движения, которые напоминают состояние деревьев в разные периоды года)

3) Психокоррекционные сказки создаются для мягкого влияния на поведение ребенка. Под коррекцией здесь понимается "замещение" неэффективного стиля поведения на более продуктивный, а также объяснение ребенку смысла происходящего. Надо сказать, что применение психокоррекционных сказок ограничено по возрасту (примерно до 11-13 лет) и проблематике (неадекватное, неэффетивное поведение).

Алгоритм психокоррекционной сказки:

1, В первую очередь, мы подбираем героя, близкого ребенку по возрасту, полу, характеру.

2, Потом описываем жизнь героя в сказочной стране так, чтобы ребенок нашел сходство со своей жизнью.

3, Далее, помещаем героя в проблемную ситуацию, похожую на реальную ситуацию ребенка, и приписываем герою все переживания ребенка.

4, Герой начинает искать выход из создавшегося положения. Или мы начинаем усугублять ситуацию, приводить ее к логическому концу, что также подталкивает героя к изменениям. Герой может встречать существ, оказавшихся в таком же положении и смотреть, как они выходят из ситуации; он встречает "фигуру психотерапевта" - мудрого наставника, объясняющего ему смысл происходящего и пр. Наша задача, через сказочные события показать герою ситуацию с другой стороны, предложить альтернативные модели поведения, найти позитивный смысл в происходящем. "Увиденное в правильном свете, все является благом"- эту мудрость хотелось бы донести до ребенка через сказку.

5, Герой понимает свою неправоту и становится на путь изменения.

Создавая психокоррекционные сказки, важно знать скрытую причину "плохого" поведения. Обычно их пять.

Ребенок ведёт себя плохо, если:

1. желание  привлечь к себе внимание. В этом случае в коррекционной сказке будут содержаться модели социально приемлимых, положительных способов привлечения внимания;

2. желание влавствовать над ситуацией, взрослым, сверстниками. При этом в психокоррекционной сказке может быть предложена позитивная модель проявления лидерских качеств (ибо власть связана с выраженными лидерскими качествами): хороший предводитель в первую очередь заботится о своих друзьях;

3.желание за что-то отомстить взрослому. При этом в психокоррекционной сказке есть указание на искаженное видение героем проблемы и конструктивная модель поведения;

4. ему страшно, тревожно, он желает избежать неудачи. В этом случае герои коррекционной сказки оказывают главному герою поддержку и предлагают способы преодоления страха;

5. у него не сформировано чувство меры. В этом случае психокоррекционная сказка может довести ситуацию до абсурда, показывая последствия поступков героя, и оставляя выбор поведения за ним.

Психокоррекционную сказку можно прочитать ребенку, не обсуждая.Дать ему возможность побыть наедине с самим собой  и  подумать.Нам остается терпеливо ждать изменений в его поведении.

ПРИМЕРЫ СКАЗОК:

-сказка о страхе темноты:

                                   Про Чебурашку.

                                   Про девочку Настю, которая боялась темных кладовок.

-сказка для хвастунов:

                                   Котенок-Матросенок.

-сказка про тех, кто не любит мыться:

                                   Грязь-Грязища и Иван.

-сказка о изгое в классе или группе:

                                   Ёжик.

-сказка о навязчивости детских вопросов:

                                   Зайчик-Почемучка.

-сказки о проблемах детских капризов:

                                   Королева капризов.

                                   Слоненок с шариками.

-сказки о проблеме драчливости:

                                   Зайчик с рюкзачком.

-сказка о проблемах "второго ребенка":

                                   Про медвежонка.

-сказка о проблеме сквернословия:

                                   Про разбойника-сквернослова, которого все покинули.

                                   Слово-не воробей.

-сказки для воспитания бережного отношения к природе:

                                   Особенная охота.

4) Психотерапевтические сказки... Сказки врачующие Душу... Сказки, раскрывающие глубинный смысл происходящих событий. Истории, помогающие увидеть происходящее с другой стороны, со стороны Духа. Они не всегда однозначны, не всегда имеют "традиционно" счастливый конец, но всегда глубоки и проникновенны. Эти сказки помогают нам перейти в область Философии событий и взаимоотношений. В процессе создания психотерапевтической сказки чрезвычайно важен образ главного героя. Этот образ будет отражать скрытое, сокровенное "Я" нашего клиента. Как же найти этот образ? С одной стороны, нам может помочь сам клиент, отвечая на вопрос: "В кого бы вы хотели бы превратиться в сказке с помощью Доброго Волшебника?" Таким образом, главным героем сказки станет Идеальное Я самого клиента. С другой стороны, в основу образа главного героя могут быть положены наши собственные ассоциации: если внимательно присмотреться к клиенту, то можно найти сходство между ним и каким-либо сказочным персонажом. В этом случае, посредством описания героя сказки и событий, происходяших с ним, мы даем клиенту символическую обратную связь о том, как мы почувствовали его лучшие стороны, его "королевское начало".

Эти сказки показывают, что даже тяжелые, неоднозначные события могут стать благом для развития Души и силы Духа; дать возможность клиенту увидеть тонкие аспекты ситуации, увидеть в ней Смысл Урока. В зависимости от ситуации и стоящих перед нами целей, мы можем обсуждать сказки или оставлять пациента в размышлении, а также давать читать на дом.

ПРИМЕРЫ СКАЗОК:

-сказка, помогающая в процессе осмысления жизненного пути:

                                   Волшебные крылья.

                                    Дар. (о том как в далеком племени живут Волшебники, у которых все слова                                    немедленно превращались в реальность)

                                   О волшебниках и черных магов; (о зеркалах и закону "бумеранга")

-сказка о родителях, которые слишком переживают за своих детей:

                                   Сказка о счастье.(о гусенице и ее гиперопекающем папе)

-сказка для подростков имеющим наркотическую зависимость:

                                   Тайна цветка папоротника.(о народе Маки, о Макид и Макханов, которые                           хитростью отбирали у молодых людей тайные цветки папоротника)

-сказки для родителей, имеющих ребенка с проблемами развития.

а) Осознание духовного мира и принятие своего ребенка.

                                   Голубая Фея.

                                   Наследники. (о двух принцах)

                                   Разочарованный Принц.

б) Сказка, предупреждающая пассивную жизненную позицию, "самобичевание", отказ от                                                конструктивной деятельности.

                                   Облако и Озеро.

-сказка для детей, родители которых расстаются:

                                   Расставание в семье Медвежонка

-сказка о духовном развити ребенка:

                                   Сокровище.(о принце Фениксе)

-сказки о ценностях любви, о взаимоотношениях мужчины и женщины.

                                   Любовь. (о волшебнике имеющему неограниченную волшебную силу)

-сказки для женщин, имеющих проблемы в браке:

                                   Голубая мечта.(про голубую принцессу)

                                   Всеми любимая Кларинда.(о ее поклоннике Живлее, который просто ее                              любил.          

                                   Необыкновенный.(о принцессе, которая искала необыкновенного принца, и                                  о том как волшебник помог одному из принцев превратится в белку)

                                   Черный Принц.

-сказка о ценности печали:

                                   Зеркало. (о зеркале, которое все делало веселым и к чему это привело).

5) Медитативные сказки создаются для накопления положительного образного опыта, снятия психоэмоционального напряжения, создание лучших моделей взаимоотношений, развитие личностных потенциалов.

Медитация представляет собой полное погружение в какой-либо процесс. Только глубокое проживание чего-либо является основой развития Души. Главное назначение медитативных сказок - сообщение нашему бессознательному позитивных "идеальных" моделей взаимоотношений с окружающим Миром и другими людьми. Поэтому отличительной особенностью медитативных сказок является отсутствие конфликтов и злых героев.

 

 

Общие условия для проведение медитаций:

1. В помещении для занятий должно быть тепло, но не душно. Холод вызывает непроизвольное напряжение мышц. Кроме того, в процессе медитации человек может замерзнуть. Поэтому лучше сразу укрыть его.

2. Освешение должно быть мыгким и теплым. Не нужно добиваться полной темноты (это многих пугает).

3. Специально подобранная музыка.

4. Удобная поза. Положение "лежа, руки вдоль тела" вовсе не обязательно. Клиент располагается так, как ему удобно (сидя, лежа, в "эмбриональной позе", на боку). Если человек не хочет закрывать глаза, не нужно настаивать на этом (нередко люди опасаются потерять контроль над ситуацией и не могут расслабиться с закрытыми глазами, особенно в незнакомой обстановке)

5. Если клиент во время медитации заснул, не расстраивайтесь: его бессознательное все равно "впитало" положительные сказочные образы, и он хорошо отдохнул.

6. Ритуал "входа" и "выхода" из медитации предпологает неторопливость и постепенность.

Разновидности медитативных сказок:

1. На осознание себя в настоящем, "здесь и сейчас".

Такие сказки ориентированны также и на развитие различных видов чувствительности: зрительной, слуховой, обонятельной, вкусовой, тактильной и кинетической. Характер этих сказок - путешествие.

Принцип создание медитативной сказки:

"Мы с вами переносимся в удивительную сказочную страну, в самое ее сердце - на Волшебную Поляну. Мы лежим на волшебной поляне и видим над собой высокое чистое голубое небо (зрительный образ)... Слушаем, как поют птицы и переговариваются деревья, журчит ручей (слуховой образ)... Чувствуем рядом аромат спелой земляники и свежевыпеченного хлеба - его только что испекла Добрая Волшебница, живущая неподалеку (обонятельный образ)... А если мы протянем руку, то сорвем и положим в рот (кинетический образ) крупную ароматную ягоду и ощутим сладость спелой земляники (вкусовой образ)... И шелковая молодая трава, устилающая Волшебную Поляну, нежно щекочет наши руки, ноги, лицо (тактильный образ)..."

сказки на ночь: ...облако окутало тебя и ты засыпаешь... 

2. Об "идеальных" отношениях между людьми.

Подобные сказки особенно необходимы детям и подросткам из "неблагополучных" семей, в которых существует дефицит эмоционального принятия, поддержки и тепла. Как известно, от этого многие дети становятся озлобленными, "ершистыми" и проблемными. Позитивные образы медитативных сказок проникают в бессознательное и формируют там самый настоящий "энергетический фундамент личности", компенсируя дефицит родительского тепла. Кроме того, такие сказки создают у ребенка образ альтернативных отношений. Конечно, их нет в реальности, но это не значит, что их вообще не существует. Знание о том "как может быть" дает ребенку Веру и потенциальную возможность когда-нибудь построить такие отношения. Сказки этого вида важны в работе с детьми с материнской депривацией (находящихся в детских домах или приемных семьях).

"Сказка о золотом шаре. ...когда у короля с королевой подрос их сын, он захотел посмотреть мир. Перед путешествием родители дали ему золотой шар и сказали, что в нем находится вся их любовь. Путешествуя, принц набрел на прекрасный дворец. Золотой шар, который находился все  время около сердца Принца, затрепетал. И принц понял, что в этом дворце он найдет что-то очень важное для себя. Он пошел по дворцу своей легкой и уверенной походкой...

Сейчас и мы с вами тоже находимся в прекрасном дворце. Представьте, что вы идете по нему и находите для себя то, что вы хотите..."

Через 7-10 минут можно постепенно выводить детей из медитации, например, так: "Все то, что вы нашли для себя в этом прекрасном дворце, остается с вами, и вы возьмете это с собой, когда будете возвращаться... А сейчас вы делаете глубокий вдох... и выдох. Возьмите с собой все то хорошее, что было с вами. И потихоничку открывайте глаза, возвращайтесь к нам."

3. Сказка для беременных женщин.

Эта сказка может быть прочитана в процессе психодинамической медитации на проживание эмбрионального опыта и процесса рождения. Ее может читать мама ребенку перед сном в ответ на вопрос: "Расскажи, как я был маленьким". про маленького комочка...

4. Сказка на проживание рождения, реабилитацию после болезни.

Про то, как гусеница решила посмотреть мир и превратившись в куколку, а потом в бабочку совершила свою мечту. И она теперь живет в волшебной стране, где каждый житель этой страны очень рад ее видеть.

5.Сказки о позитивном восприятии природы.

Описание чувств веточки во все времена года...

6. Сказки, раскрывающие личностный потенциал и способствующие самореализации.

Этот вид сказок с одной стороны усиливает и поддерживает Идельное Я человека, а с другой стороны отражает светлую сторону происходящих событий, формируя готовность к принятию ситуации. Создавая подобные сказки, мы фантазируем о том, как жил бы человек, если бы чаще прислушивался к своему внутреннему ритму и образу; как строились бы его взаимоотношения с окружающим миром; какие гормоничные чувства мог бы он испытать.

Сказка про Королеву, увидевшую в зеркале все свои "Я".

            Получается, что сказки нужны для того чтобы предложить другой альтернативный подход для выравнивания ситуаций в жизни. В сказках содержится универсальная народная мудрость, способная помочь в любых жизненных ситуациях. Читать или слушать сказку это все равно что разговаривать с бессознательным всех предыдущих поколений. Озорение приходит внезапно. Вдруг все становится понятным и таким простым. Свет становится уже ни таким ярким, запахи уже не раздражают, мысли приходят в порядок и кажется, что все встает на свое место. Вот тогда приходит настоящее наслаждение, которое одухотворяет все, что так занимало нас в течение всего дня и казалось не живым и бездарным.

                                               Сказки

              Медитативная сказка для беременных женщин.

Эта сказка может быть прочитана в процессе психодинамической медитации на протяжении эмбрионального опыта и процесса рождения. Ее может читать мама ребенку перед сном в ответ на вопрос: "Расскажи, как я был маленьким".

Про маленького комочка...

Жил-был маленький пушистый комочек. Он был совсем маленький, теплый и удивительно хорошенький. Он жил в уютной, теплой маленькой норке, где ему было удобно и спокойно. Он просыпался, кушал, играл, кувыркался, снова засыпал и снова просыпался. Иногда комочек просто лежал в своей норке и слушал звуки, доносившиеся снаружи. Эти звуки были знакомы и приятны. Они завораживали малыша и были такими родными. Он слышал шум воды, течение и журчание ручейков, ритмичное постукивание. А иногда издалека до него доносился еле слышный нежный голосок, похожий на звон серебряного колокольчика. Но шло время, комочек подрастал и ему уже становилось тесновато в своей уютной норке, он уже не мог так свободно кувыркаться, как раньше. Теперь кроме знакомых, родных звуков, в норку стали проникать и новые, незнакомые. Они были странными, удивительными и необычайно разнообразными. Некоторые звуки были особенно приятные. И комочек подолгу слушал их, затаив дыхание. Но были и не очень приятные звуки, и тогда комочек ворочался, стараясь заткнуть ушки, или стучал в стенки своей норки, желая прекратить эти звуки. Но стоило ему только постучать, как он слышал снова тот нежный приятный голос. Теперь он звучал громче и отчетливее. И комочек сразу успокаивался. Прошло еще какое-то время, комочек стал уже совсем большим, и конечно уже совсем не помещался в своей маленькой норке. Теперь уже каждый день он слышал множество разнообразных звуков, доносящихся снаружи. Ко многим он привык. И стало ему очень интересно, что же там, за стенками его норки? Ему очень хотелось посмотреть на того, кто обладал таким чудным серебряным голосом. Но как только малыш подходит к дверьке своей норки, ему становится страшно, и он не решается выйти. И в один прекрасный день к малышу явилась добрая Фея. Она взяла его за руку и сказала: -"Ты уже вырос и хочешь выбраться из своей норки? Я могу проводить тебя. Ты чувствуешь, что путь предстоит нелегкий. Но я буду постоянно с тобой и помогу тебе. Мир, в который ты войдешь, будет не таким уютным и спокойным как твоя норка. Он большой, наполненный разными звуками, красками, запахами, вкусами и ощущениями. А когда ты подрастешь, у тебя появятся друзья. Ты научишся всему, чему захочешь и увидишь много удивительного!.. Ну,что ж, ты готов?

Сердце у комочка застучало, он крепко ухватил теплую руку Феи, открыл дверцу норки, и, вдохнув побольше воздуха, сделал шаг наружу... Его принял огромный и прекрасный мир, и чудные трели серебряного голоса-колокольчика, наполнили его радостью. Малыш чувствовал себя любимым и желанным...

"Заповедное озеро"

Сказка для улучшения засыпания, а также для снятия напряжения.

            Однажды, после сильного дождя, умытое озеро замерло в ожидание чуда. Никого из людей не было вокруг. Казалось, время остановилось. Но вдруг... из полураскрытых цветов, растущих на берегу, вылетели маленькие крылатые существа. Они стряхивали с себя дождевые капельки и перемигивались друг с другом. Конечно, это были лесные эльфы. Они взялись за руки и со смехом полетели к озеру. От глади воды поднимался пар. И эльфы принялись играть в прятки, то теряя, то находя друг друга в тумане. Их звонкий смех разбудил русалок, дремавших под шум дождя на дне озера. Они выглянули на поверхность воды и зажмурились. Дело в том, что смешки эльфов превращались в радужные искорки, которых стало так много, что воздух вокруг светился. Выглянули из норы гномы, чтобы вдохнуть последождевую свежесть. Их тоже поразили искорки-смешинки. Гномы подумали, что их драгоценные камни научились летать и обеспокоились этим. Еще бы! Все их сокровища могли разом разлететься. Гномы принялись ловить искорки и складывать в мешки. Это так развеселило эльфов, что искрящихся искринок становилось все больше и больше. Вскоре часть их осела на берегу и превратилась в маленький огонек. Огонек поселился в корнях старого дерева и своим теплом отогрел их. Так после дождя ожил чудесный мир, и случайно попавший в это место странник мог бы сказать: "Я знаю, что такое волшебство!"

На этом пока все...

 

Hosted by uCoz